Конвертопланы Конвертопланы - это летательные аппараты, способные осуществлять вертикальные взлет и посадку (как это делают вертолеты) и длительный высокоскоростной горизонтальный полет, характерный для обычных самолетов. Так как летательные аппараты этого типа не являются в полной мере ни вертолетами, ни самолетами, это сказывается и на их облике. В результате конфигурация таких летательных аппаратов может принимать самый неожиданный вид. Кроме того, так как летательные аппараты этого типа характеризуются двумя резко различающимися режимами полета, при их проектировании приходится постоянно идти на компромиссные решения. Мечты о создании
аппарата, способного совершать
взлет и посадку вертикально, а также выполнять скоростной горизонтальный полет, имеют столь же
долгую историю, как и
мечты о полетах вообще. Вертолет, концепцию которого Леонардо да Винчи предложил около 1500 г., не является в чистом виде конвертопланом - воздушный винт его вертолета создает всю подъемную силу - как в горизонтальном, так и в вертикальном
полете. Достаточно эффективные Конвертопланы появились лишь в последнее время, когда разработка газотурбинных двигателей достигла такого уровня, что оказалось возможным создавать летательные аппараты с тягой силовой установки, превышающей массу самого аппарата. Это позволяет обеспечивать вертикальный взлет только за счет использования тяги двигателя. ПРОБЛЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ
ПРИ НУЛЕВОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ Все Конвертопланы сталкиваются со специфической проблемой управляемости, которая не является характерной для самолетов. На самолетах, движущихся с достаточно высокой поступательной скоростью, традиционные органы управления типа элеронов, рулей направления и рулей высоты находятся в воздушном потоке; реакция воздушного потока на отклонение этих органов управления обеспечивает управляющие силы, которые изменяют положение самолета в пространстве. На конвертопланах использование таких органов управления полетом возможно лишь на режиме горизонтального (поступательного) полета, но они оказываются бесполезными на режимах вертикального взлета и посадки, а также висения (так как на этих режимах набегающий поток отсутствует). Поэтому Конвертопланы должны
располагать второй системой управления, эффективной при малых или нулевых
значениях воздушной скорости. В зависимости
от схемы и силовой установки летательного
аппарата такую роль может
выполнять: а) струйная
(реактивная) система управления, в которую
входят установленные на законцовках крыла и в других точках летательного аппарата сопла и быстродействующие
клапаны; б)
система управления вектором тяги,
состоящая из нескольких воздушных винтов для создания и непосредственного
управления подъемной силой; в) поверхности управления, расположенные в спутном следе основных воздушных винтов или турбин. ОСНОВНЫЕ
СХЕМЫ КОНВЕРТОПЛАНОВ Конвертопланы
по своей схеме можно условно подразделить на два основных класса, каждый из
которых характеризуется специфическими для него проблемами передачи и
преобразования тяги, развиваемой силовой установкой. Все описанные в данной главе
летательные аппараты демонстрируют техническую реализуемость заложенных в них
идей, но большинство из них ввиду недостаточного совершенства и высокой стоимости
не - достигли стадии серийного производства и широкой эксплуатации. Конвертопланы с горизонтальным положением аппарата на взлетно-посадочных режимах Эти
аппараты остаются в горизонтальном положении - как на взлетно-посадочных режимах, так и на
режиме горизонтального полета. В этих конвертопланах для осуществления
переходных режимов типа взлета используется тяга воздушных винтов, вентиляторов или
реактивных двигателей, после чего производится изменение направления вектора тяги
таким образом, что аппарат начинает выполнять обычный горизонтальный
полет. На режиме горизонтального полета необходимая для движения аппарата
подъемная сила обыкновенно создается за счет обтекания потоком довольно
традиционных крыльев. В некоторых из летательных аппаратов этого класса устройства
создания тяги отклоняются на небольшой угол для обеспечения горизонтального полета; в этом положении они также создают значительную часть подъемной силы. Конвертопланы с вертикальным положением аппарата
на взлетно-посадочных режимах К этому классу аппаратов относятся Конвертопланы, которые взлетают и садятся в вертикальном положении, а для перехода к горизонтальному полету совершают поворот на 90°. Аппаратам этого класса присущи принципиальные недостатки, делающие их непригодными для коммерческого применения. Было построено всего несколько аппаратов этого типа; как правило, это одноместные военные аппараты типа самолетов-истребителей либо чисто экспериментальные образцы. Многие Конвертопланы успешно летали, но только английский «Харриер» и советский Як-38 выпускались серийно. Это объясняется высокой стоимостью, технической сложностью, ограниченным радиусом действия и малой полезной нагрузкой таких летательных аппаратов. Исключения Некоторые из летательных аппаратов, способных подниматься вертикально, а затем совершать горизонтальный полет, находятся, тем не менее, в коммерческой эксплуатации. Но эти аппараты относятся к классу аппаратов на воздушной подушке или экранопланам, а не к конвертопланам: они движутся над поверхностью земли или воды на воздушной прослойке, создаваемой собственным двигателем. Эти машины едва ли можно отнести к летательным аппаратам, поэтому в данной книге они не рассматриваются. Ниже
описаны наиболее интересные с технической точки зрения Конвертопланы; описания сгруппированы
по схемному признаку, а внутри групп - по хронологии. Описанию каждой из групп летательных
аппаратов
предшествует небольшой вводный текст. КОМБИНИРОВАННЫЕ
ВЕРТОЛЕТЫ До того, как для создания
подъемной силы на конвертопланах стали
использоваться мощные газотурбинные двигатели, простейший подход к созданию конвертоплана состоял в наклоне оси несущего винта при переходе от вертикального взлета к горизонтальному полету. Значительная часть подъемной силы для обеспечения скоростного горизонтального полета при этом создавалась традиционным крылом. КОНВЕРТОПЛАНЫ
С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ
КОРПУСА ПРИ ВЗЛЕТЕ
И ПОСАДКЕ Необходимость
поворота аппаратов этого типа при выполнении переходного процесса создает
значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемами ориентировки
летчика в пространстве. Если кресло летчика неподвижно, то во время взлета и
посадки он как бы лежит на спине, и выполнение этих маневров, а также контроль эволюции
аппарата в такой позе очень затруднены. Некоторые конструкторы таких аппаратов
пытались установить кресло летчика на шарнирах с тем, чтобы он располагался вертикально
относительно линии горизонта вне зависимости от пространственного
положения летательного аппарата. АППАРАТЫ
С
ПОВОРОТНЫМ
КРЫЛОМ Летательные аппараты с поворотным крылом сочетают в себе способность вертикального взлета, характерного для вертолетов, с довольно обычными характеристиками многодвигательного самолета, у которого двигатели установлены на консолях в фиксированном относительно хорды крыла положении. Такое техническое решение направлено на достижение таких скоростей и дальностей полета, как у самолетов (а также возможностей по перевозке грузов), наряду с возможностью выполнения вертикального взлета и посадки. При взлете крыло таких аппаратов устанавливается в вертикальное положение, а воздушные винты создают всю тягу, необходимую для взлета. На переходном режиме крыло постепенно переводится в горизонтальное положение; после этого вся подъемная сила создается крылом, а воздушные винты обеспечивают необходимую для горизонтального перемещения тягу. Несколько американских
авиастроительных фирм и
одна канадская построили экспериментальные
аппараты с поворотным
крылом. Некоторые были наиболее удачные. АППАРАТЫ
С ПОВОРОТНЫМИ ВИНТАМИ Конвертопланы с
поворотными винтами
распространены шире, по крайней мере среди экспериментальных летательных аппаратов.
Недостатком этой схемы, в сравнении с
вертолетами, является необходимость иметь
довольно большой размах крыла. Эта
необходимость обусловлена тем, что на таких аппаратах обычно устанавливаются рядом два довольно больших по диаметру винта, что требует увеличения площадки для выполнения взлета и посадки. Так
как в конструкции многих конвертопланов используются силовые установки с
большим количеством двигателей, которые приводят
в движение отдельные воздушные винты,
отказ одного или нескольких двигателей в полете может иметь катастрофические
последствия. Для предотвращения этого в конструкции многодвигательных
конвертопланов часто используются перекрестные
трансмиссии, которые обеспечивают привод нескольких воздушных винтов от
одного или нескольких двигателей (однако значительно увеличивают массу
конструкции). КОНВЕРТОПЛАНЫ С ПОВОРОТНЫМИ РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ИЛИ СОПЛАМИ После выполнения
взлета вектор тяги реактивных двигателей
конвертоплана поворачивается для
создания движущей силы в
горизонтальном направлении. Эта концепция
обычно реализуется одним из двух способов
- поворотом двигателей или отклонением
реактивной струи жестко установленных двигателей с помощью отклоняемых
сопел. |