Пример нанесения опознавательных знаков Франции.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, ОКРАСКА И
МАРКИРОВКА САМОЛЕТОВ
И ВЕРТОЛЕТОВ ВВС ФРАНЦИИ
Каждый самолет и вертолет ВВС Франции имеет знаки
национальной принадлежности и буквенно-цифровые обозначения, а большинство из них — также эмблемы и маскировочную окраску (см. цветную вклейку).
Знаки национальной принадлежности
представляют собой концентрические круги
голубого (в центре), белого и красного цвета. На некоторых самолетах и вертолетах еще
сохранилось тонкое желтое окаймление внешнего
красного круга. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция снижению заметности маркировки и
опознавательных знаков боевых самолетов. Этот процесс наблюдается и во французских ВВС — знаки национальной
принадлежности сильно уменьшились в размерах, наносившиеся
прежде на руль
направления широкие
полосы голубого, белого и
красного цвета
на самолетах новой постройки
не наносятся, а на
старых закрашены под цвет
основного камуфляжа.
На самолетах знаки национальной принадлежности наносятся по обеим сторонам фюзеляжа и на верхних и
нижних поверхностях консолей крыла, на
вертолетах — по
обеим сторонам хвостовой балки. Знаки на крыльях и фюзеляже имеют одинаковый размер. У самолетов «Ягуар»,
«Мираж-F.1»,
«Мираж -2000» и «Трансалл» они располагаются на фюзеляже позади крыла, а у «Мираж - 4, - 3 и - 5» — на передней части
воздухозаборников двигателя. Диаметр знаков зависит от типа машины и составляет примерно 30 см у самолетов «Ягуар», 45 см у «Мираж-3, -5 и -2000», 60 см у «Мираж-р.1»,
65 см у «Мираж-4».
Основное назначение камуфляжной окраски — снизить вероятность визуального обнаружения самолетов
и вертолетов противника.
Цвет камуфляжной окраски
подбирается в зависимости от
предполагаемого ТВД и решаемых
задач. Наиболее подходящим для верхних
и боковых поверхностей стратегических и
тактических самолетов считается
двухцветный камуфляж, состоящий из крупных пятен темно-зеленого и темно-серого цвета, а для нижних поверхностей — серебристый
(у «Мираж-4» темно-серый). Аналогично окрашиваются
самолеты «Трансалл» и вертолеты.
Окраска самолетов ПВО бывает двух видов:
первый применяется на самолетах«Мираж - F.1», а второй — на «Мираж - 2000». Верхние и боковые поверхности самолетов
«Мираж - F.1» окрашиваются в
серо-голубой цвет, а нижние поверхности — серебристый.
В 1988 году самолеты – заправщики KC - 135 F, имевшие до этого цвет натурального дюралюминия,
стали окрашиваться по той же схеме и в те же цвета, что и «Мираж-F.I», входящие в состав ПВО. На верхние и боковые поверхности самолетов «Мираж -
2000» нанесен двухцветный камуфляж,
состоящий из крупных пятен темно-серо-голубого
и светло-серо-голубого цвета, а на нижние поверхности — светло-серо-голубого.
Форма, размер и расположение камуфляжных пятен одинаковы
для всех самолетов одного типа, то есть
«Мираж-3 и -5» окрашиваются по одной
схеме, «Мираж-4» по другой и т. д.
Окраска самолетов «Мираж – З Е», входящих в состав 3-й эскадры, имеет особенности. Камуфляж всех поверхностей
у них общепринятый, а вертикальное оперение окрашено в яркие цвета: у самолетов эскадрильи 1/3 «Наварр» левая сторона темно-синяя, правая черная, а у 2/3 «Шампань» соответственно светло-голубая и коричневая.
Диэлектрические обтекатели антенн
радиолокационных станций обычно имеют черный цвет. Исключением из описанных выше схем окраски
самолетов является камуфляж под условия
пустыни. Он постоянно используется лишь на самолетах эскадрильи, базирующейся в Джибути. Однако во время
эскалации французского военного присутствия в Чаде самолеты и вертолеты, дислоцированные там, имели подобную окраску, е том числе
«Ягуар» из 11-й эскадры и «Мираж-F.1 C» из эскадрильи 2/3 «Савойя». Этот камуфляж представляет собой пятна шоколадного и песочного цвета.
В соответствии с существующей
организацией в состав французских ВВС входит несколько самостоятельных
командований: стратегическое авиационное,
тактических ВВС, ПВО, транспортное
авиационное и другие. Все эти командования имеют эскадры, обозначенные порядковыми номерами. Каждая эскадра состоит из
нескольких эскадрилий, организационно являющихся частями ВВС и располагающихся на одной военно-воздушной базе. Обозначение эскадрильи включает номер эскадры, перед которым через дробь стоит ее порядковый номер внутри эскадры. Кроме того, все эскадрильи имеют названия, где используются наименования
департаментов и исторических областей
Франции. Например, 1/4 обозначает 1-ю
эскадрилью 4-й истребительно-бомбардировочной эскадры, называемую еще и «Дофине».
Принадлежность к определенной эскадрилье обозначается на каждом самолете (вертолете). Для этой цели служит буквенно-цифровой код, состоящий из двух частей, разделенных
дефисом. Слева наносятся цифры,
соответствующие номеру эскадры, а справа две буквы. Первая из них служит для обозначения эскадрильи,
а вторая является индивидуальной для каждого самолета (вертолета) в своей эскадрилье. Буквенно
- цифровые коды
эскадрилий приведены в таблице. Таким образом, каждый самолет, принадлежащий к эскадрилье 3/2 «Эльзас», имеет код в промежутке от 2-LA до 2-LZ, и, наоборот, если на самолете «Ягуар» нанесен код 11-МР, можно однозначно определить, что
он принадлежит к эскадрилье 2/11 «Вогез». Единственным исключением является эскадрилья 1/13 «Артуа». В ее состав, помимо самолетов «Мираж – З Е»,
вошли «Мираж – З В и – 3 E», полученные
из эскадрильи 2/2 «Кот д'Ор» после того, как
это подразделение передало свои функции центра боевого
переучивания эскадрилье 1/13 «Артуа».
Поскольку число самолетов превысило
количество букв алфавита, то для каждой модификации
выделена своя буква, обозначающая принадлежность к этой эскадрилье. Поэтому в ее
состав входят самолеты, имеющие три
разные буквы.
Буквенно-цифровой код наносится по обеим
сторонам фюзеляжа: на самолетах «Мираж» (кроме «Мираж - 4») — под кабиной пилота
черным цветом, «Ягуар» — на передней
части воздухозаборников двигателей черным цветом, «Трансалл»
— над грузовым люком желтым. Часто наносится лишь контур цифр или букв кодового обозначения.
Кодовое обозначение — не
единственный способ, по которому можно определить принадлежность самолета к той или иной эскадрилье. На самолеты (вертолеты) большинства эскадрилий наносятся эмблемы, которые так же
однозначно соответствуют своему подразделению, как и буквенно-цифровой код. Они представляют собой изображения птиц, рыб, зверей, растений, различных мифических и фантастических образов и
геометрических фигур. На боевых самолетах эмблемы
наносятся по обеим сторонам киля, на военно-транспортных
«Трансалл» — на фюзеляже под кабиной экипажа, а на вертолетах — около кабины. Большинство из них имеют свою историю, некоторые появились на самолетах еще во время первой мировой войны. Эмблемы, наносимые на самолеты некоторых эскадрилий, приведены на рисунке.
Самолеты стратегического
авиационного командования «Мираж - 4»
и КС - 135 не имеют буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность к той или иной эскадрилье, и эмблем своих эскадрилий. Нанесенное на каждом
самолете «Мираж-4» двухбуквенное обозначение, а на КС-135 и буквенно-цифровое не является знаком принадлежности к той или иной части и подразделению. Эти обозначения соответствуют серийным заводским номерам и фактически их дублируют. Самолеты «Мираж-4» с серийными
номерами от 2 до 62 получили обозначения в алфавитном порядке от АА до CI (после CD следует ВА и т. д.), а КС-135, имеющие
номера 38 470 — 38 475 и 312 735 — 312 740, — от 93-СА до 93-CL (Az — серийный номер 38 473 потерпел катастрофу в 1972 году).
Серийный номер является обязательной принадлежностью каждого
летательного аппарата и остается неизменным на протяжении всего срока эксплуатации. В большинстве случаев он совпадает с заводским и наносится на самолет (вертолет) еще до того, как тот войдет в состав ВВС. У заправщиков КС-135
американского производства сохраняются серийные номера, присвоенные им в США. Существуют правила, в соответствии с которыми присваиваются серийные номера. Обычно все самолеты и вертолеты одного типа независимо от модификации имеют непрерывную
нумерацию, хотя, например, самолеты «Мираж-SF», построенные на базе «Мираж-3», получили новую серию номеров — от 1 до 50.
В соответствии с официально принятой системой нумерация серийных машин производится с цифры 1 независимо от нумерации опытных
образцов, имеющих серийные номера, начинающиеся
с нуля. Однако иногда фирмы-изготовители продолжают нумерацию серии опытных
образцов. Например, за 04 следует серийный самолет с номером 5.
У самолетов (вертолетов) серийные
номера не всегда следуют строго друг за другом.
Одной из причин таких перерывов
являются экспортные поставки.
Серийные номера на всех самолетах наносятся по обеим сторонам
вертикального оперения, а на вертолетах —
по обеим сторонам хвостовой балки. У
большинства самолетов «Мираж - 3, - 5, и - F. 1» серийный номер дублируется на передней створке передней стойки шасси. Часть самолетов «Мираж - 3» имеет на этой створке также последнюю, а иногда обе буквы
своего кодового обозначения. На отдельных машинах на нее нанесены и буквы,
и серийный номер (последний всегда только
черного цвета). На самолетах «Ягуар»
и «Трансалл» перед цифрами серийного номера наносится буква, соответствующая их модификации («Ягуар» — на боевых самолетах буква А и учебно-боевых — Е, «Трэнсалл» — F).
На большинстве самолетов (исключение
составляют «Мираж-3 и -5» и КС-135F) на вертикальном оперении имеется обозначение типа машины без
указания модификации, а также фирмы-изготовителя
(при этом «Дассо — Бреге» наносит на свои самолеты аббревиатуру AMD-BA). На «Мираж - 4» и «Ягуар»
обозначение типа самолета есть еще и по обеим сторонам носовой части фюзеляжа.
Для упрощения повседневного
обслуживания и действий в экстремальных ситуациях на самолеты и вертолеты наносятся
многочисленные запрещающие знаки и надписи, а также указания по эксплуатации. В частности, опасные зоны — воздухозаборники
ТРД — обозначаются тонкой красной полосой,
проходящей вдоль всей наружной кромки, а на самолетах «Трансалл» в плоскости вращения воздушных винтов на фюзеляже нанесены красные полосы с надписью «Внимание. Воздушный винт». На элеронах, закрылках, интерцепторах и других частях крыла, не выдерживающих больших механических нагрузок, черным цветом наносят надпись: «Не ходить». Особыми знаками обозначают расположение замков аварийного открывания фонаря
кабины. На бортах фюзеляжа под
кабиной наносятся красные треугольники с подписью: «Опасно. Катапультируемое
кресло».
Самолеты ВВС Франции, принимающие
участие в маневрах НАТО, получают иногда,
как и самолеты других стран - участниц, специальные отличительные знаки.
МАРКИРОВКА
САМОЛЕТОВ ВВС ФРАНЦИИ
|
|||
Номер эскадрильи |
Название эскадрильи |
Тип самолётов |
Буквенно-цифровой код |
Стратегическое авиационное командование |
|||
91-я бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/91 |
«Гасконь» |
«Мираж - 4» |
- |
2/91 |
«Бретань» |
То же |
- |
93-я заправочная авиационная эскадра |
|||
1/93 |
«Онис» |
KC - 135 F |
- |
2/93 |
«Солонь» |
То же |
- |
3/93 |
«Ланд» |
То же |
- |
Командование ПВО
|
|||
2-я истребительная авиационная эскадра |
|||
1/2 |
«Сигонь» |
«Мираж - 2000
С» |
2-Е |
2/2 |
«Кот д'Ор» |
«Мираж - 2000
В» |
2-F |
3/2 |
«Эльзас» |
<Мираж -
2000 С» |
2-L |
5-я истребительная авиационная эскадра |
|||
1/5 |
«Иль де Франс» |
«Мираж - F.l C» |
5-N |
2/5 |
«Вандэ» |
То же |
5-О |
3/5 |
«Комта
Венэссен» |
«Мираж - F.l B» |
5-А |
12-я истребительная авиационная эскадра |
|||
1/12 |
«Камбрези» |
«Мираж - F.l C» |
12-Y |
2/12 |
«Пикарди» |
То же |
12-К |
3/12 |
«Корнуэй» |
То же |
12-Z |
30-я истребительная авиационная эскадра |
|||
1/30 |
«Валуа» |
«Мираж - F.l C» |
ЗО-О |
2/30 |
«Нормандия
Неман» |
То же |
30-М |
3/30 |
«Лорэн» |
То же |
30-F |
Командование
тактических ВВС
|
|||
3-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/3 |
«Наварр» |
«Мираж - З Е» |
3-J |
2/3 |
«Шампань» |
То же |
3-I |
3/3 |
«Арден» |
«Ягуар» |
3-Х |
4-я истребительно – бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/4 |
«Дофине» |
«Мираж – З Е» |
4-А |
2/4 |
«Лафайетт» |
То же |
4-В |
7-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/7 |
«Прованс» |
«Ягуар» |
7-Н |
2/7 |
«Аргонь» |
То же |
7-Р |
3/7 |
«Лангедок» |
То же |
7-I |
4/7 |
«Лимузэн» |
То же |
7-N |
11-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/11 |
«Руссийон» |
«Ягуар» |
11-Е |
2/11 |
«Вогез» |
То же |
11-М |
3/11 |
«Корс» |
То же |
11-R |
4/11 |
«Юра» |
То же |
11-Y |
13-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадра |
|||
1/13 |
«Артуа» |
«Мираж - З Е» «Мираж - З В» «Мираж - З ВЕ» |
13-Q 13-F 13-Z |
2/13 |
«Альпы» |
«Мираж – 5 Р» |
13 -Р |
3/13 |
«Овернь» |
То же |
13-S |
33-я разведывательная авиационная эскадра |
|||
1/33 |
«Бельфор» |
«Мираж-F.l CR» |
ЗЗ-С |
2/33 |
«Савойя» |
То же |
33-N |
3/33 |
«Мозель» |
«Мираж-3 RD» |
33-Т |
Пример
нанесения опознавательных знаков Франции.