Пример нанесения опознавательных знаков Франции.

 

 

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, ОКРАСКА И МАРКИРОВКА САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ВВС ФРАНЦИИ

 

Каждый самолет и вертолет ВВС Франции имеет знаки национальной принадлежности и буквенно-цифровые обозначения, а большинство из них — также эмблемы и маскиро­вочную окраску (см. цвет­ную вклейку).

Знаки национальной при­надлежности представляют собой концентрические кру­ги голубого (в центре), бе­лого и красного цвета. На некоторых самолетах и вер­толетах еще сохранилось тонкое желтое окаймление внешнего красного круга. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция снижению заметности маркировки и опознавательных знаков боевых самоле­тов. Этот процесс наблюда­ется и во французских ВВС знаки национальной при­надлежности  сильно уменьшились в размерах, наносившиеся   прежде   на   руль   направления  широкие  полосы голубого,  белого  и   красно­го   цвета   на   самолетах   но­вой   постройки   не   наносят­ся,  а  на  старых  закрашены под  цвет основного камуфляжа.

На самолетах знаки наци­ональной принадлежности наносятся по обеим сторо­нам фюзеляжа и на верхних и нижних поверхностях кон­солей крыла, на вертолетах по обеим сторонам хвостовой балки. Знаки на кры­льях и фюзеляже имеют одинаковый размер. У само­летов «Ягуар», «Мираж-F.1», «Мираж -2000» и «Трансалл» они располагаются на фю­зеляже позади крыла, а у «Мираж - 4, - 3 и - 5» — на передней части воздухозаборников двигателя. Диа­метр знаков зависит от ти­па машины и составляет примерно 30 см у самоле­тов «Ягуар», 45 см у «Мираж-3, -5 и -2000», 60 см у «Мираж-р.1», 65 см у «Ми­раж-4».

Основное назначение ка­муфляжной окраски — сни­зить вероятность визуаль­ного обнаружения само­летов и вертолетов против­ника.

Цвет камуфляжной окрас­ки подбирается в зависи­мости от предполагаемого ТВД и решаемых задач. На­иболее подходящим для верхних и боковых поверх­ностей стратегических и тактических самолетов счи­тается двухцветный камуф­ляж, состоящий из крупных пятен темно-зеленого и темно-серого цвета, а для нижних поверхностей — серебристый (у «Мираж-4» темно-серый). Аналогично окрашиваются самолеты «Трансалл» и вертолеты.

Окраска самолетов ПВО бывает двух видов: первый применяется на самолетах«Мираж - F.1», а второй — на «Мираж - 2000». Верхние и боковые поверхности са­молетов «Мираж - F.1» окра­шиваются в серо-голубой цвет, а нижние поверхно­сти — серебри­стый. В 1988 году самоле­ты – заправщики KC - 135 F, имевшие до этого цвет на­турального дюралюминия, стали окрашиваться по той же схеме и в те же цвета, что и «Мираж-F.I», входя­щие в состав ПВО. На вер­хние и боковые поверхно­сти самолетов «Мираж - 2000» нанесен двухцветный камуфляж, состоящий из крупных пятен темно-серо-голубого и светло-серо-го­лубого цвета, а на нижние поверхно­сти светло-серо-голубого.

Форма, размер и распо­ложение камуфляжных пя­тен одинаковы для всех самолетов одного типа, то есть «Мираж-3 и -5» окра­шиваются по одной схеме, «Мираж-4» по другой и т. д.

Окраска самолетов «Мираж – З Е», входящих в состав 3-й эскадры, имеет особен­ности. Камуфляж всех по­верхностей у них общепри­нятый, а вертикальное опе­рение окрашено в яркие цвета: у самолетов эскад­рильи 1/3 «Наварр» левая сторона темно-синяя, пра­вая черная, а у 2/3 «Шам­пань» соответственно свет­ло-голубая и коричневая.

Диэлектрические    обтекатели антенн радиолокацион­ных станций обычно имеют черный цвет. Исключением из описан­ных выше схем окраски са­молетов является камуфляж под условия пустыни. Он постоянно        используется лишь на самолетах эскадри­льи, базирующейся в Джи­бути. Однако во время эс­калации французского воен­ного присутствия в Чаде са­молеты и вертолеты, дисло­цированные там, имели по­добную окраску, е том чис­ле «Ягуар» из 11-й эскадры и «Мираж-F.1 C» из эскад­рильи 2/3 «Савойя». Этот ка­муфляж представляет собой пятна шоколадного и песоч­ного цвета.

В соответствии с сущест­вующей организацией в со­став французских ВВС вхо­дит несколько самостоя­тельных командований: стратегическое авиацион­ное, тактических ВВС, ПВО, транспортное авиационное и другие. Все эти коман­дования имеют эскадры, обозначенные порядковыми номерами. Каждая эскадра состоит из нескольких эс­кадрилий, организационно являющихся частями ВВС и располагающихся на одной военно-воздушной базе. Обозначение эскадрильи включает номер эскадры, перед которым через дробь стоит ее порядковый но­мер внутри эскадры. Кро­ме того, все эскадрильи имеют названия, где ис­пользуются наименования департаментов и историчес­ких областей Франции. На­пример, 1/4 обозначает 1-ю эскадрилью 4-й истребительно-бомбардировочной эс­кадры, называемую еще и «Дофине».

Принадлежность к опре­деленной эскадрилье обо­значается на каждом само­лете (вертолете). Для этой цели служит буквенно-циф­ровой код, состоящий из двух частей, разделенных дефисом. Слева наносятся цифры, соответствующие номеру эскадры, а справа две буквы. Первая из них служит для обозначения эс­кадрильи, а вторая являет­ся индивидуальной для каж­дого самолета (вертолета) в своей эскадрилье. Буквенно - цифровые      коды      эскадрилий приведены в таб­лице. Таким образом, каж­дый самолет, принадле­жащий к эскадрилье 3/2 «Эльзас», имеет код в промежутке от 2-LA до 2-LZ, и, наоборот, если на самолете «Ягуар» нанесен код 11-МР, можно одноз­начно определить, что он принадлежит к эскадрилье 2/11 «Вогез». Единственным исключением является эс­кадрилья 1/13 «Артуа». В ее состав, помимо самолетов «Мираж – З Е», вошли «Мираж – З В и – 3 E», получен­ные из эскадрильи 2/2 «Кот д'Ор» после того, как это подразделение передало свои функции центра бое­вого переучивания эскадри­лье 1/13 «Артуа». Посколь­ку число самолетов превы­сило количество букв ал­фавита, то для каждой мо­дификации выделена своя буква, обозначающая при­надлежность к этой эскад­рилье. Поэтому в ее состав входят самолеты, имеющие три разные буквы.

Буквенно-цифровой код наносится по обеим сторо­нам фюзеляжа: на самоле­тах «Мираж» (кроме «Мираж - 4») — под кабиной пи­лота черным цветом, «Ягу­ар» — на передней части воздухозаборников двига­телей черным цветом, «Трансалл» — над грузовым люком желтым. Часто наносится лишь контур цифр или букв кодового обозна­чения.

Кодовое обозначение — не единственный способ, по которому можно опреде­лить принадлежность само­лета к той или иной эскад­рилье. На самолеты (верто­леты) большинства эскадри­лий наносятся эмблемы, ко­торые так же однозначно соответствуют своему под­разделению, как и буквен­но-цифровой код. Они представляют собой изоб­ражения птиц, рыб, зверей, растений, различных мифи­ческих и фантастических об­разов и геометрических фи­гур. На боевых самолетах эмблемы наносятся по обе­им сторонам киля, на воен­но-транспортных «Трансалл» — на фюзеляже под каби­ной экипажа, а на вертоле­тах — около кабины. Боль­шинство из них имеют свою историю, некоторые появи­лись на самолетах еще во время первой мировой войны. Эмблемы, наноси­мые на самолеты некото­рых эскадрилий, приведе­ны на рисунке.

Самолеты стратегическо­го авиационного командо­вания «Мираж - 4» и КС - 135 не имеют буквенно-цифро­вого кода, определяющего принадлежность к той или иной эскадрилье, и эмблем своих эскадрилий. Нанесен­ное на каждом самолете «Мираж-4» двухбуквенное обозначение, а на КС-135 и буквенно-цифровое не яв­ляется знаком принадлеж­ности к той или иной час­ти и подразделению. Эти обозначения соответствуют серийным заводским номе­рам и фактически их дуб­лируют. Самолеты «Ми­раж-4» с серийными номе­рами от 2 до 62 получили обозначения в алфавитном порядке от АА до CI (пос­ле CD следует ВА и т. д.), а КС-135, имеющие номера 38 470 — 38 475 и 312 735 — 312 740, — от 93-СА до 93-CL (Az — серийный но­мер 38 473 потерпел ката­строфу в 1972 году).

Серийный номер является обязательной принадлеж­ностью каждого летательно­го аппарата и остается не­изменным на протяжении всего срока эксплуатации. В большинстве случаев он совпадает с заводским и на­носится на самолет (верто­лет) еще до того, как тот войдет в состав ВВС. У за­правщиков КС-135 амери­канского производства сох­раняются серийные номе­ра, присвоенные им в США. Существуют правила, в со­ответствии с которыми при­сваиваются серийные номе­ра. Обычно все самолеты и вертолеты одного типа независимо от модифика­ции имеют непрерывную нумерацию, хотя, например, самолеты «Мираж-SF», по­строенные на базе «Мираж-3», получили новую серию номеров — от 1 до 50.

В соответствии с офици­ально принятой системой нумерация серийных машин производится с цифры 1 независимо от нумерации опытных образцов, имею­щих серийные номера, на­чинающиеся с нуля. Однако иногда фирмы-изготовители продолжают нумерацию се­рии опытных образцов. На­пример, за 04 следует се­рийный самолет с номером 5.

У самолетов (вертолетов) серийные номера не всегда следуют строго друг за дру­гом. Одной из причин таких перерывов являются экс­портные поставки.

Серийные номера на всех самолетах наносятся по обеим сторонам вертикаль­ного оперения, а на верто­летах — по обеим сторонам хвостовой балки. У боль­шинства самолетов «Мираж - 3, - 5, и - F. 1» серийный номер дублируется на перед­ней створке передней стой­ки шасси. Часть самолетов «Мираж - 3» имеет на этой створке также последнюю, а иногда обе буквы своего кодового обозначения. На отдельных машинах на нее нанесены и буквы, и серий­ный номер (последний всег­да только черного цвета). На самолетах «Ягуар» и «Трансалл» перед цифрами серийного номера наносит­ся буква, соответствующая их модификации («Ягуар» — на боевых самолетах буква А и учебно-боевых — Е, «Трэнсалл» — F).

На большинстве самоле­тов (исключение составля­ют «Мираж-3 и -5» и КС-135F) на вертикальном опе­рении имеется обозначение типа машины без указания модификации, а также фирмы-изготовителя (при этом «Дассо — Бреге» наносит на свои самолеты аббреви­атуру AMD-BA). На «Ми­раж - 4» и «Ягуар» обозначе­ние типа самолета есть еще и по обеим сторонам носо­вой части фюзеляжа.

Для упрощения повсед­невного обслуживания и де­йствий в экстремальных си­туациях на самолеты и вер­толеты наносятся многочис­ленные запрещающие зна­ки и надписи, а также ука­зания по эксплуатации. В частности, опасные зоны — воздухозаборники ТРД — обозначаются тонкой крас­ной полосой, проходящей вдоль всей наружной кро­мки, а на самолетах «Тран­салл» в плоскости вращения воздушных винтов на фю­зеляже нанесены красные полосы с надписью «Внимание. Воздушный винт». На элеронах, закрылках, интерцепторах и других частях крыла, не выдерживающих больших механических наг­рузок, черным цветом нано­сят надпись: «Не ходить». Особыми знаками обозна­чают расположение замков аварийного открывания фо­наря кабины. На бортах фю­зеляжа под кабиной нано­сятся красные треугольники с подписью: «Опасно. Ката­пультируемое кресло».

Самолеты ВВС Франции, принимающие участие в маневрах НАТО, получают иногда, как и самолеты дру­гих стран - участниц, специ­альные отличительные зна­ки.

 

 

МАРКИРОВКА САМОЛЕТОВ ВВС ФРАНЦИИ

Номер эскадрильи

Название эскадрильи

Тип самолётов

Буквенно-цифровой код

Стратегическое авиационное командование

91-я бомбардировочная авиационная эскадра

1/91

«Гасконь»

«Мираж - 4»

-

2/91

«Бретань»

То же

-

93-я заправочная авиационная эскадра

1/93

«Онис»

KC - 135 F

-

2/93

«Солонь»

То же

-

3/93

«Ланд»

То же

-

Командование  ПВО

2-я истребительная авиационная эскадра

1/2

«Сигонь»

«Мираж - 2000 С»

2-Е

2/2

«Кот д'Ор»

«Мираж - 2000 В»

2-F

3/2

«Эльзас»

<Мираж - 2000 С»

2-L

5-я истребительная авиационная эскадра

1/5

«Иль де Франс»

«Мираж - F.l C»

5-N

2/5

«Вандэ»

То же

5-О

3/5

«Комта Венэссен»

«Мираж - F.l B»

5-А

12-я истребительная авиационная эскадра

1/12

«Камбрези»

«Мираж - F.l C»

12-Y

2/12

«Пикарди»

То же

12-К

3/12

«Корнуэй»

То же

12-Z

30-я истребительная авиационная эскадра

1/30

«Валуа»

«Мираж - F.l C»

ЗО-О

2/30

«Нормандия Неман»

То же

30-М

3/30

«Лорэн»

То же

30-F

Командование тактических  ВВС

3-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра

1/3

«Наварр»

«Мираж - З Е»

3-J

2/3

«Шампань»

То же

3-I

3/3

«Арден»

«Ягуар»

3-Х

4-я истребительно – бомбардировочная авиационная эскадра

1/4

«Дофине»

«Мираж – З Е»

4-А

2/4

«Лафайетт»

То же

4-В

7-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра

1/7

«Прованс»

«Ягуар»

7-Н

2/7

«Аргонь»

То же

7-Р

3/7

«Лангедок»

То же

7-I

4/7

«Лимузэн»

То же

7-N

11-я истребительно - бомбардировочная авиационная эскадра

1/11

«Руссийон»

«Ягуар»

11-Е

2/11

«Вогез»

То же

11-М

3/11

«Корс»

То же

11-R

4/11

«Юра»

То же

11-Y

13-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадра

1/13

«Артуа»

«Мираж - З Е»

«Мираж - З В»

«Мираж - З ВЕ»

13-Q

13-F

13-Z

2/13

«Альпы»

«Мираж – 5 Р»

13 -Р

3/13

«Овернь»

То же

13-S

33-я разведывательная авиационная эскадра

1/33

«Бельфор»

«Мираж-F.l CR»

ЗЗ-С

2/33

«Савойя»

То же

33-N

3/33

«Мозель»

«Мираж-3 RD»

33-Т

 

Пример нанесения опознавательных знаков Франции.

 

Hosted by uCoz